Четверг
06.02.2025
22:10
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой Мир
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [29]

Курс Валют

Block title

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

ГДЕ ПРОХОДЯТ БОГОСЛУЖЕНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ?
В России есть несколько православных храмов, куда ходят глухие люди, - в Москве, Петербурге, Екатеринбурге.

Московская православная община глухих и слабослышащих существует уже больше десяти лет. Зародилась она в Новодевичьем монастыре, а потом у глухих появился собственный храм - Тихвинской иконы Божией Матери в Симоновом монастыре. Для них он очень удобен - он "трапезный", то есть представляет собой прямоугольный зал без колонн, и из любой точки хорошо видно, что происходит во время службы. Это важно, потому что служба здесь идет на жестовом языке.

Жестовый язык богослужения создавался и создается у нас на глазах. В Москве началось все с того, что протодиакон Новодевичьего монастыря о. Павел Трошинкин, работавший до рукоположения сурдопереводчиком, по просьбе своих знакомых глухих стал рассказывать им о церковной службе.

"У наших глухих было полное отсутствие религиозных представлений и знаний о Церкви, - говорит о. Павел. - Они не знали практически никаких евангельских образов, тем более уж библейских. И поэтому начинали мы с внешнего наблюдения богослужений и пояснения, что происходит в храме, зачем нужно то или иное действие, что оно обозначает. Что-то вроде того, что пишут в брошюрках "Первые шаги в храме".

Для глухих очень важны зрительные подробности. Мы-то, слышащие, детали часто не замечаем, а для неслышащих все бросается в глаза - как для слепого все слышно. Можно было начинать даже так: вот, смотрите, это диакон. Вот он выходит из алтаря. Посмотрите, какая у него одежда. Все смотрят... Объясняли элементарные вещи, отдельные детали облачения, потому что они тоже несут в себе смысл. Вот у диакона орарь - что это такое, а вот у священника епитрахиль - а зачем это? Таких нюансов было очень и очень много.

Еще я рассказывал: есть такая удивительная книга - Евангелие. Там говорится о жизни, делах и учении Иисуса Христа, имя Которого, наверное, вы знаете. - А кто Он? ...и так далее".

Скоро понадобились занятия вне богослужения. Постепенно из разрозненных фрагментов стала складываться целая картинка. Объяснения шли дальше.

"Например, "миром Господу помолимся" - надо пояснять, что такое "миром" - в состоянии мира, мирным духом. А что такое "помолимся"? И так далее. Массу всяких моментов приходилось решать почти одновременно. Сейчас все не вспомнишь, но я иногда весь мокрый стоял на службе - и жестами показывать нужно, и соображать, и комментировать", - рассказывает о. Павел.

Когда дело дошло до более сложных текстов, пришлось готовиться дома - продумывать, отрабатывать жесты. Чтобы как можно точнее выразить смысл песнопений, о. Павел и его помощники, в том числе будущий священник о. Андрей Горячев, привлекали разные переводы - русский, английский, греческий, арабский.

В основном пользовались уже готовыми жестами. Скажем, "благослови" - "скажи хорошо", если буквально перевести на русский, и можно так и показать, объяснив новое значение этого сочетания жестов. Но для некоторых понятий жестов в языке глухих просто не было. Их предстояло изобрести и опробовать.

О. Павел Трошинкин: "Были случаи, когда нужно было серьезно думать. Вот слово Богородица. Есть обычный жест "родить": "я родился", "женщина родила", но в отношении Девы Марии так показывать нельзя, получается излишне натурально, неуместно. Как было сказать? Потом я увидел американский жест "to give birth" - "рождать" (дотронуться до живота, а потом показать, как лежит на руках младенец), и он мне очень понравился. Мы его присоединили к слову Бог (это международный жест - поднятая раскрытая ладонь правой руки). И сейчас глухие уже привыкли к такому обозначению и им пользуются. Правда, этот жест сложный, поэтому он не совсем совершенен, ведь любой язык стремится к лаконичности. Что дальше, покажет время".

Иногда сами глухие подсказывали неожиданные вещи. Например, "православный". Как это показать? Можно перекреститься - "православный". А один глухой говорит: "не надо", неправильно так. И показывает: "правильный" + "слава". "Православный". Получается лучше, точнее по смыслу.

Когда в общину приходили новые люди, их поначалу опекали уже освоившие язык богослужения: стояли рядом и объясняли все на жестовом - один, два раза. А потом "новенький" уже сам начинал понимать службу.


Православные общины глухих в России

Кроме Москвы общины глухих есть в Петербурге (храм св. апостолов Петра и Павла) , Екатеринбурге (храм Трех святителей православного духовного училища), а также, по данным сайта "Круглый стол по религиозному образованию и диаконии" , в Барнауле, Брянске и Сарапуле. Кроме того, есть храм при интернате для слепоглухонемых в Сергиевом Посаде.
Вместе с тем приходится признать, что в целом глухие мало знают о Православии. Священников и миссионеров, владеющих жестовым языком, можно пересчитать по пальцам. Пока, по данным сайта "Круглый стол по религиозному образованию и диаконии", наибольшая аудитория глухих - у баптистов, за ними идут другие протестантские конфессии.
Категория: Мои статьи | Добавил: Fortuna-admin (25.05.2010)
Просмотров: 1152 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь

Акция!

Финансы и гороскоп

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2025 "Мой Мир" Все права защищены